АльпИндустрия - интернет-магазин туристического снаряжения
Ваш город:
Краснодар
Ваш город:
Краснодар
0
0р.

Я всегда посещаю Церматт неправильно

19 мая 2012   |   Jjjulia

«Будет все, как ты захочешь,
Будет мир у ног твоих».

 

Почти каждый курорт после пребывания на нем можно охарактеризовать в несколько слов, подчеркивающих его особенности. Это бывает атмосфера или архитектурный стиль, нюансы времяпровождения или уровень катающихся или даже трасс, а может, еще что-то запоминающееся, и у каждого — своя ассоциативная характеристика. Обычно у меня не возникало проблем с тем, чтобы определить нишу для какого-либо курорта. В Davos это размеренный отдых, а в Verbier драйв, во Flims — деревенская идиллия, а в St. Moritz — luxary-industry. С Zermatt как-то сразу не получилось, и только по прошествии времени, когда улеглись впечатления, почему-то пришло в голову: «Будет мир у ног твоих».

Zermatt. Общее

Zermatt располагается в швейцарском кантоне Valais и является самым южным горнолыжным курортом Швейцарии, претендуя одновременно с другими участниками группы The Best of Alps — Davos и St. Moritz — на звание лучшего курорта этой небюджетной страны. Zermatt расположен практически в тупике долины в окружение гор и, у подножия самого известного из окружающих его многочисленных четырехтысячников — Matterhorn — одного из символов Швейцарии. Хотя сейчас уже точно не определить, кто больше кого прославил: величественная гора — очаровательную альпийскую деревушку или один из лучших мировых курортов — причудливой формы трехгранный исполин. Но в целом, в настоящий момент, имя одного четко ассоциируется с другим, и существуют они идеально, взаимодополняя друг друга.

 

Кратко о посещении

Я всегда посещаю Zermatt неправильно. И этот раз не был исключением. Зато теперь я точно знаю, как лучше всего сюда ездить:

  • с настроем на сочетание катания и отдыха;
  • в середине марта минимум на неделю;
  • компанией 4-6 человек;
  • с хорошим фотоаппаратом;
  • выбирая местопроживание недалеко от подъемников.

А если перефразировать — наслаждаться в полном объеме отдыхом в Zermatt лучше всего в горнопляжной компании.

Я же, как говорила, всегда посещаю Zermatt неправильно, начиная с первого визита сюда несколько лет назад в октябре. Потом меня долго преследовала картинка серых, грязных размытых нижних склонов без снега. Майские визиты немного сгладили картинку на более оптимистичную, но до идеала было еще далеко. А что делать. Zermatt — одно из немногих мест с катанием вне основного сезона. Результатом было то, что зимой сюда не тянуло. Хотя, может, я бы и выбралась сюда раньше, но притчи о суровых жестких ветрах и обледенелых склонах в январе-феврале (а что это такое, я уже испробовала на себе в соседнем Saas Fee) долго не могли заставить включить Zermatt в мой график зимних посещений.

В сезоне 2011-2012 вроде ситуация должна была исправиться, но, оказалось, не судьба. Все смешалось. В результате была сложная комбинаторика длинной поездки по Швейцарии с подстраиванием под появляющихся и исчезающих попутчиков, сменой гостиниц и дней на курортах, и в Zermatt все вышло как всегда, и в точности наоборот от правильного варианта. Хотя, по совокупности факторов, я получила отдельные впечатления от курорта, а также стимул приехать сюда еще раз.

Впечатление первое. Дорога на курорт

Добираться до курорта на общественном транспорте очень просто — поезд от аэропорта Zurich или Geneve довозит вас до Visp, где вы пересаживаетесь на региональную современную, но в тоже время более медленную узкоколейку и, следуя по маршруту знаменитого панорамного поезда «Ледниковый экспресс», по очень живописному ущелью попадаете непосредственно в Zermatt. Дорога, и правда, очень красивая — нависающие скалы причудливой формы, узкие ручейки с гор, снежные шапки — хочется не упустить возможность запечатлеть эту красоту, и весь окружающий пейзаж настраивает на путешествие в сказку.

Общее время трансфера от аэропорта — чуть меньше 4 часов.

 

Впечатление второе. Приезд

Хуже всего в Zermatt приезжать в пятницу с 5 до 7 вечера. Весь город гудит, как разноязычный пчелиный улей.  Суматоха — вот характеристика курорта в это время. Кто-то отмечает предстоящий отъезд, кто-то завершающий день катания, кто-то прощается с обретенными здесь знакомыми, кто-то делает последние набеги по магазинам (а я приехала в период, когда на каждом втором магазине витрины пестрели упоминаниями о скидках), а кто-то по сувенирным лавкам, а часть народа просто совершает вечерний променад, любуясь напоследок городком. И среди всего этого по не самым расчищенным от снега улицам носятся, пугая прохожих, электромобили, развозящие приехавших на выходные туристов.

В день массового заезда в субботу творилось тоже самое, с той лишь разницей, что народ предпочитал не спеша праздно гулять, а не посещать магазины. Прибыв в Zermatt в первый раз, вы, скорее всего, тоже воспользуетесь такси-электромобилем (если нет доставки отеля). Идти с вещами через город в этой толчее занятие неблагодарное. Хотя в другие дни поспокойнее.

Впечатление третье. Проживание

Я так и не поняла, в какой части курорта жить удобнее. Zermatt довольно сильно растянут вдоль склонов. Подъемники расположены в противоположных сторонах.

С одной стороны — вроде возле вокзала хорошо, и к центральной улице с ее движением близко, и к поезду горной «зубчатой» железной дороги наверх. Неудобство состоит в том, что поезд ходит раз в полчаса, и спускаешься обычно к другому подъемнику — тогда добираться обратно придется на местном ski-bus. В конце дня на него приличная очередь. Да, даже в Zermatt, где основным транспортом является электромобиль-такси и конная повозка, ходит ski-bus-электромобиль. Правда, перемещает он народ он от одного подъемника до другого, в стороне от центральной пешеходной улицы, и с небольшим количеством остановок. Сами ски-бусы полные всегда после катания. Идти же пешком в сторону от спуска до вокзала с лыжами, — сомнительное удовольствие, неблизко. Хотя, если все ж спускаться каждый раз на свою сторону, да и оставлять там лыжи в стойках для хранения, может оказаться и неплохо.

С другой стороны, мне больше понравилось все же вверх подниматься на подъемнике, расположенном в дальней от центра части курорта, и представляющем собой несколько очередей кабинок. Там как-то сразу добираться до всех областей катания показалось удобнее. Но если жить там, то тогда придется ходить до центра, где расположена вся основная инфраструктура, а так же присутствует атмосфера жизни знаменитого  курорта.  
Мое проживание было из серии: «Ну что же мне, разорваться что ли». На самом деле так сложились обстоятельства – по причине смены аж трех гостиниц в процессе организации отдыха я жила равноудаленно от обоих подъемников в центре. Тут свои нюансы. Очень удобно относительно инфраструктуры как в дневное, так и вечернее послекатательное время. Но хождения в горнолыжных ботинках с лыжами по брусчатке, периодически уступая дорогу такси-электромобилям, не избежать.

Впечатление четвертое. Погода

Этот горнолыжный сезон был по-своему аномален с точки зрения погоды. Четыре весны в Switzerland проследовали одна за другой, чередуясь с возвращением зимы. Я приехала как раз после первой весны, во время второго пришествия зимы, когда снова пошли снегопады, и похолодало по сравнению с предыдущей неделей.

Бывают курорты твои, бывают не твои. По всем впечатлениям и обстоятельствам с Zermatt у меня в эту поездку ничего не  складывалось. Но изначально по атмосфере это мой курорт. И я его клиент. Видимо, чтобы доказать это, меня исключительно побаловали погодными условиями во время катания. Солнце, свежий снег под ногами, много свежего снега, нежаркая и почти безветренная погода приветствовали меня каждый день на склоне. И вечерние снегопады, возвращающие в дежа вю погоды, преследующей меня всю эту зиму, но прекращающиеся под утро, только способствовали поддержанию этого впечатления на протяжении отдыха. А чтобы доказать уж окончательно, что Zermatt — это мое, был сюрприз в виде жутких ветров с колючим снегом при посещении итальянской Червинии, на контрасте со Switzerland.

Впечатление пятое. Инфраструктура на горе

Подъемники как подъемники. Очень четко прослеживается, что курорт ориентирован на круглогодичное функционирование и использование подъемников не только в горнолыжной индустрии.  Разветвленная сеть, довольно грамотная расстановка на горе, покрывающая небольшим количеством современных закрытых подъемников — длинных гондол и креселок — три сектора катания и предоставляющая доступ как к многочисленным горным ресторанам, так и пешеходным дорожкам, особенно в летнее время. Для удобства отдыхающих даже поезд Gornergratbahn бывает двух видов: экспресс и с остановками. Но даже на экспрессе горнолыжники вынуждены расплачиваться за разностороннее развитие курорта, подъем на Gornergrat — а это единственный вариант — осуществляется в темпе неспешного экскурсионного маршрута. Еще к особенностям данного региона можно отнести малое количество бугелей и обязательность прокатывания ski-pass не только при входе на подъемник, но и при выходе с него.
 
Несмотря на значительное количество горных ресторанов, народу в них обычно немало, места на обед лучше бронировать. Это следствие их доступности для пешеходов. Да, ведь те, кто приезжает на курорт просто отдыхать, составляют немалую часть даже в зимнее время. Им замечательно – в солнечную погоду можно провести хоть весь день на одной из многочисленных открытых веранд, любуясь великолепной панорамой окружающих белоснежных вершин.

Впечатление шестое.  Катание

Переориентация цели приезда в Zermatt от ознакомления с регионом на исправление техники привела к тому, что на последнем и пришлось сосредоточиться. Проще говоря каталась с инструктором, и тут было не до выбора и оценки трасс. Наше дело — «Лапы, крылья... Главное — хвост». И думать, как не перепутать. Соответственно и впечатления от региона катания остались с этой точки зрения.

  1. Общее впечатление от курорта: склоны есть на любой вкус, кроме, разве самых сложных (или по моим погодным условиям не заметила сложных), но в глаза бросается немалое количество узких, постоянно раскатанных до льда дорожек. Так и подмывает сказать – наверно там летом хорошо гулять, а чтоб не простаивали зимой, их приспособили под катание. В наличии также имеются широкие относительно пологие склоны, не избитые общественными массами. Количество народу на склонах уменьшается по мере отдаления от инфраструктурных заведений.
  2. Если посмотреть на возможности обучения, исправления ошибок техники и прочее совершенствование, то они есть. И, я бы сказала, даже очень неплохие возможности. Так сказать, красные трассы, отдающие синевой, в полном объеме присутствуют. Для совсем новичков на курорте вообще имеются  «Медленные склоны», на которых действует ограничение скорости в 30 км. в час.
  3. Катание вне трасс там намного лучше, чем по трассам. Это именно та ситуация, когда возможности превосходят желания. Вернее, желающих для катания вне трасс там немного, поэтому и склоны разбиваются меньше, и снежные условия лучше, причем не надо никуда далеко идти. Я не люблю все эти выезды за вешки, но здесь покидание общедоступного пространства доставляло положительные эмоции. Там было полно свежего нераскатанного снега, и никто не мешал.
  4. А вот на трассах народу немало.  Спуски вниз переполнены и быстро разбиваются. И еще, в зависимости от погодных условий на спусковых трассах или бугры, или лед, среди которых народ в силу своего умения стояния на лыжах пытался спуститься по абсолютно непредсказуемой траектории. Как-то отвыкла я за время поездки от такого в Швейцарии.
  5. Для любителей ski-safari прям на карте курорта прорисовано два маршрута.  
  6. В целом — чего-то не одна из трасс не зацепила. Как-то все ровно. Ни восторга, ни раздражения.
  7. В результате мне показалось, что курорт хорошо для неторопливо вальяжного отдыха. Тех же, кто привык по максимуму использовать время на курорте для катания, будут напрягать и отдельные медленные подъемники, и ориентация на разношерстную публику, не всегда имеющую отношение к горным лыжам. И недостаток интересных спусков.
Кликните, чтобы увеличить
 

Впечатление седьмое. Червиния

Может, кому-то это в глаза и не бросается, но мне было заметно различие Швейцарии и Италии по уровню сервиса. Все-таки как-то там пораздолбаистее. А вот склоны шире и положе. Но я там немного каталась. Надеюсь, в следующий раз впечатление будет другое.

Впечатление восьмое. Après-ski и вечерний досуг

Жизнь здесь кипит. Правда, не видела исключительно веселых по-австрийски баров après-ski, закрывающихся поздно вечером, но несколько заведений на горе, где можно успешно завершить катание, присутствуют как на спуске в город к рельсовому подъемнику, так и к очередям кабинок. Открытые террасы и просто кафешки, служащие днем местом загорания неспортивной публики, ближе к вечеру становятся прибежищем любителей пропустить стаканчик-другой горячительных и не очень напитков, а также просто пообщаться. Одновременно эти заведения доступны так же и из города. На самом курорте тоже можно найти места для любителей завершить катание кружкой глинтвейна или бокалом пива в живой обстановке. Но при оценке драйва обстановки курорта надо делать скидку на средний возраст публики на курорте. А это далеко не молодежь.

Вечерние развлечения представлены в городе с точки зрения «есть чем заняться» — это уже кто что предпочитает. Кому-то променад по центру города в окружении ярких витрин, или наоборот по окраинам, наслаждаясь сельской идиллией, кому-то ужин в ресторанах,  кому-то тусовочный бар, кому-то дискотека в ночи. Кроме последнего — движение есть в любой день недели.  Я пару вечеров встречалась с форумчанами. Это было начало недели, и свободное место скоротать время мы нашли легко, как в баре отеля Post, который был мне знаком по après-ski, так и на выступлении какого-то популярного по местным меркам ди-джея. Думаю, к концу недели надо делать предзаказ.

 

Впечатление девятое. Общее впечатление от курорта

Город-городок-деревушка с альпийской архитектурой. Никакое стремление к роскоши ее не испортило. Может, слишком много ярких вывесок и огней в витринах. Но они делают город только наряднее. И вообще это относится только к самому центру. Современные строения, выбивающиеся из единого архитектурного стиля, встречаются не часто. А вот старинные дома на высоких сваях с сенохранилищем внизу встречаются на окраинах и непосредственно на склонах. И в отличие от того же Saas-Fee многие из них до сих пор используются и как жилье, и как объекты инфраструктуры. А заодно бросается в глаза контраст между атмосферой ежедневного праздника в центре и тихой идиллии на окраинах.

Впечатление десятое. Стоит ли он своих денег?

Хоть о Zermatt и идет слава дорогого курорта, возможности превратить его в стандартный по ценнику здесь имеются. Это и проживание в соседнем поселке Таш (с ежедневной поездкой на катание в Zermatt на поезде), и просто жилье в апартаментах на окраине с питанием там же. Но это все отразится на общем впечатлении от курорта. Ведь поездка на горнолыжный курорт это не только катание, но и вечерние прогулки по альпийской деревушке, и чашечка капучино в уютном кафе на три столика, и конечно, пребывание в общей атмосфере курорта-праздника, где ты чувствуешь себя частичкой чего-то большого, а в случае с Zermatt, еще и немного волшебного.

И еще. По моим ощущениям в Zermatt — та атмосфера, которая, исходя из характеристик, должна быть в St. Moritz. Атмосфера праздника, вальяжности и роскоши. И все это на фоне вальяжного катания.

Впечатление последнее. Мое общее впечатление от отдыха

Вообще в Zermatt я попала в тот непонятный для себя, но очень классный ритм жизни, когда все время занято и некогда скучать. В результате недлинный промежуток времени, проведенный на курорте, не позволил не только узнать его в полном объеме, но и даже составить единое впечатление о курорте. Впрочем, тут есть еще один нюанс. Большинство курортов я осваиваю самостоятельно методом проб, ошибок и перелопачивания заранее каких-то материалов. А Zermatt, как, впрочем, несколькими годами ранее еще один полюбившийся швейцарский курорт, мне показывали. Пусть не в полном объеме, но так для запоминающегося отдыха хватило.

А заодно у меня было первое впечатление от отдыха и второе. Первое — без восторга, вроде нет ничего выдающегося и запоминающегося. Второе, которое пришло уже спустя некоторое время от поездки, — а все-таки меня зацепило, здесь нет существенных минусов по отдыху, но есть инфраструктура для моей оптимизации отдыха, и буду я еще не раз возвращаться в Zermatt. А основным воспоминанием от отдыха будет ощущение, которое ты испытываешь, стоя наверху и любуясь на окружающие горы, и когда кажется, что весь мир у ног твоих, распространяется на весь отдых на этом курорте.

 

 

Обсудить на форуме

Другие статьи автора на сайте:
Зимне-весеннее путешествие на Glacier Express (в 2-х частях)
Как мы ездили в Вербье
Lenzerheide
Saas Fee, Швейцария
Шамони, январь 2012
Сhamonix! А там иногда лучше, чем рассказывают (в 2-х частях)
Crans-Montana – Saas Fee – Verbier (в 2-х частях)
Транспортная составляющая поездок по Франции
Выбор горнолыжного курорта. Уже избалованы
Разное ski-safari в Альпах
Возвращение в Давос


комментарии к статье
Пока нет комментариев
Оставьте комментарий


* Ваша оценка

(.jpg .png .gif), Не больше 2Mb


Пожалуйста, дождитесь завершения отправки формы

Мы всегда открыты для обратной связи
Задайте вопрос
Помогите нам стать лучше, поделитесь своим мнением. Есть любые вопросы? Мы оперативно ответим на них.
Напишите нам
Подпишитесь на наши новости
Только полезные новости и не чаще 2 раз в неделю — статьи экспертов, обзоры снаряжения, спецпредложения.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Следите за новостями горного outdoor и событиями АльпИндустрии и обсуждайте их с единомышленниками.
Болеем горами. Надеемся заразить вас!
Сергей Зон-Зам, бессменный лидер, взрослел в горах
Мы не продаем, мы советуем
Сергей Ковалев, МСМК, покоритель Эвереста и сложных вершин по всему миру
Ваша безопасность - наша работа
Иван Аленцев, инструктор по альпинизму