02.04.2019

14 минут на чтение

По материалам блога MSR

VK TG

Лхоцзе хорошо таит свои секреты. Если вы лыжник, как и я, то это та самая жемчужина, которую вы пожелаете в свою коллекцию.

Хилари Нельсон признана журналом «Outside» самой отважной женщиной в мире экстрима. Её достижения впечатляют. Она совершила первые лыжные спуски в Монголии, Индии, России и Гренландии. Хилари стала первой женщиной, поднявшейся на Эверест (8848 м) и соседнюю Лхоцзе (8516 м) за 24 часа, да ещё и с вывихнутой лодыжкой. Совершила восхождение на Килиманджаро со сломанной ногой. Спустилась на лыжах с Чо-Ойю (8201 м, шестая по высоте гора мира) без дополнительного кислорода. Хилари была гидом многих высокогорных экспедиций, в том числе в спуске на лыжах с Денали в 2011 году. Уроженка тихоокеанского побережья северо-запада Америки, она выросла, катаясь на склонах Каскадных гор. Переехав в Шамони, она начала свою карьеру в ски-альпинизме, приняв участие в European Women’s Extreme Skiing champ в 1996 году.

Всегда обожала этот трепет предвкушения! Когда только появлялась идея, мечты не давали спать ночью, планы начинали обретать форму в голове — в эти моменты сама не замечала, как становилась одержимой!

Я была во многих, действительно многих экспедициях, но на удивление только некоторые были теми самыми, из-за которых не могла уснуть всю ночь, часами изучая карты Google, пытаясь найти что-то уникальное. Это были избранные места, особенные горы, на которые я чувствовала потребность подниматься, совершать лыжные спуски, прикасаться к ним, обмениваться с ними энергией физически и ментально.

Моя последняя экспедиция стала одной из таких: восхождение и спуск на лыжах с Лхоцзе, четвертой по высоте вершины в мире. Четвертой... Я не считаю «четвертую по высоте вершину» достижением, но в мире, очень маленьком мире высокогорных лыжных спусков, любая цель свыше 8000 добавляет критический уровень сложности.

И всё же, почему четвёртая по высоте вершина? Почему бы сразу не номер один, Эверест? В 2012 я совершила восхождение и на Эверест, и на Лхоцзе. Обе горы связаны между собой Южным седлом. Снизу, с западной стороны, Эверест возвышается над Лхоцзе так, что последняя кажется всего лишь бугорком на величественном хребте.

На самом деле Лхоцзе просто хорошо таит свои секреты. Прямо с вершины берёт начало кулуар, который находится частично в «зоне смерти» и сбрасывается на 600 метров, прежде чем выйти на 1500-метровую стену Лхоцзе. Восходителю нужно быть либо на южной стороне Эвереста, либо непосредственно в кулуаре Лхоцзе, чтобы понять это. Если вы лыжник, как и я, то это та самая жемчужина, которую вы пожелаете в свою коллекцию.

В сентябре 2018 у меня с партнёром по восхождению Джимом Моррисоном (Jim Morrison), операторами Датчем Симсоном (Dutch Simpson) и Ником Калишем (Nick Kalisz) появилась возможность совершить попытку горнолыжного спуска в кулуаре Лхоцзе. Если кратко описать все усилия и напряжение, приложенные к осуществлению этого мероприятия, то просто представьте себе смайлик со взрывающейся головой. Это был невероятный стресс, и только когда мы с Джимом уже сидели в самолёте, я поняла, что экспедиция состоится.

Приземлившись в Непале, мы попали в один из худших за многие годы сезон муссонов. Только через неделю смогли добраться до базового лагеря Эвереста (5364 м) с пятью шерпами, двумя Icefall Doctors (прим.ред.: команда, которая занимается установкой лестниц через ледопад Кхумбу​) и тремя поварами. Сумасшедшая мечта, которой я была одержима годы, наконец воплощалась в реальности.

Следующие 3 недели оказались едва управляемым хаосом. Осень не самый подходящий сезон для восхождения на Эверест / Лхоцзе. Мы специально выбрали это время, так как знали, что на горе будет меньше людей (фактически не было никого), что дало бы больше свободы для спуска. Помимо этого мы надеялись, что после муссонов снег станет лучше для комфортного спуска. К тому же, по мнению шерпов и других гидов Эвереста, прохождение ледопада осенью безопасней.

Самой большой проблемой было то, как совершить восхождение максимально безопасно и быстро, с минимальным количеством снаряжения, и чтобы после подъёма на вершину остались силы для спуска по кулуару с последующим выходом на стену Лхоцзе. Джим и я провели немыслимое количество часов, обсуждая все детали до отъезда, а затем и в базовом лагере Эвереста, оценив на месте реальную обстановку. Мы ещё раз проверили список нашего снаряжения: от питьевой воды до нашего лавинного снаряжения, от палаток и горелок до лыж, ботинок, палок и пр. Чтобы уменьшить вес, нужно было продумать каждую деталь экипировки.

Сборы были завершены, и мы вышли на маршрут. Шерпы делали всё возможное, стараясь проложить короткий путь через ледопад, помогая двум Icefall Doctors. Пройдя ледопад, наша группа — Джим, Ник, Датч и я — добралась до второго лагеря, установив там палатки. Шерпы отправились дальше провешивать перила на Стене и установили наш последний лагерь на высоте около 7300 м, оставив в нём кислород, верёвки и снежные якоря MSR для финального рывка к вершине. Личное снаряжение (палатки, лыжи, еду, спальные мешки и пр.) мы несли сами.

Всего через 18 дней после выхода из базового лагеря, мы были готовы к финальному рывку. 29 сентября около 13:00 шерпы покинули второй лагерь. По плану они должны были дойти до Лагеря 3 и выше, провешивая перила через Жёлтую Кромку (прим.ред.: yellow band - характерный для Лхоцзе участок песчаника). К этому времени двое из нашей команды, Таши и Ила, должны будут вернуться в третий лагерь, в то время как оставшиеся трое шерпов (Палден, Уркен и Фура) продолжат провешивать перила как можно выше.

Мы вчетвером вышли из второго лагеря и через несколько часов пришли в третий. Остаток дня отдыхали и готовились к восхождению, запланированное на раннее утро 30 сентября. Таша и Ила вернулись к вечеру. Из работавших на маршруте шерпов только Уркен достиг вершины в тот день. Это стало событием, учитывая, что он за день преодолел около 2000 вертикальных метров. Примечательно, что он был единственным из этих трёх шерпов, кто ни разу не был на Лхоцзе, для него это было достижением. В третий лагерь шерпы вернулись к 8 вечера уставшие, но довольные проделанной работой.

Около 2 часов ночи мы вышли из третьего лагеря. Было ясно, но холодно, около -30 °C, а ветер уже задул наши вчерашние следы. Большая часть пути пролегала по северо-западной экспозиции, это означало, что солнце мы увидим только на самом верху. Поднимались мы по линии предстоящего спуска, поэтому состояние снега смогли оценить очень точно. Последние 600 метров был собственно кулуар и самая сложная часть маршрута: ломкая корка вперемежку с ветровыми надувами и снежной крупой. В общей сложности весь подъём (около 1200 м) до вершины занял 12 часов. Но все эти тяжёлые условия обернулись плюсом на спуске, что вряд ли можно было ожидать от такой большой и экспонированной горы.

В 13:45 мы все стояли на вершине. Солнце и невероятные виды! Мы наслаждались этим фантастическим зрелищем почти час. Стал усиливаться ветер, и мы начали готовиться к спуску, пока сохранялась хорошая видимость. Не торопясь мы сняли кошки, бахилы, отцепили лыжи с рюкзаков, предварительно подготовив платформу для них. Ни у кого из нас не было скистопов на лыжах, поэтому одно неосторожное движение, и лыжи улетели бы в неизвестность. Особенно тщательно очистили от снега подошвы ботинок и сами крепления. Лыжи я встёгивала, в прямом смысле опираясь правой рукой на вершину горы.

Джим начал спускаться первым с крутой вершины, с видом на Эверест за спиной. Технически наиболее сложным местом было сужение кулуара, находящееся на метров 250 ниже старта: сложный снег, уклон почти 55 градусов и ширина проезда около 180 см. Оставшиеся 2000 м мы проехали достаточно легко. Спуск до третьего лагеря занял около 2,5 часов.

Там хорошо отдохнули и собрали снаряжение. Шерпа Палден вскипятил воды, и мы отправились на заключительные 500 м спуска. Общий перепад высоты составил более 2000 м по самому разнообразному снегу, от целины до льда, и занял около 3,5 часов.

Особенно приятно, что два наших оператора, а также шерпы Ила и Таши побывали с нами на вершине.

Ещё предстояла сборка второго лагеря и спуск через ледопад, но все находились в прекрасном расположении духа, т.к. продуманное планирование и внимание к деталям при выборе снаряжения привели эту невероятную экспедицию к успеху.

Экипировка и питание

Положительный результат экспедиции во многом был обусловлен планированием: и дома, и в лагере. Мы пошли на большой риск с нашей экипировкой, сфокусировавшись на минимальном весе, чтобы быстро достичь вершины и съехать с лёгкими рюкзаками, максимально контролируя спуск.

Снаряжение – важная составляющая успеха любого восхождения, но именно для спуска с Лхоцзе особое внимание уделялось деталям.

Дезинфектор. Жизненно важным элементом на подходе к базовому лагерю был дезинфектор для воды MSR Guardian. Мы использовали его, чтобы исключить употребление бутилированной воды и обеспечить себе чистую воду для любых целей: от чистки зубов до наполнения наших бутылок. Грязная вода – источник болезней, которые подкашивают альпинистов ещё до подхода к подножью горы.

Мы продолжали использовать дезинфектор в базовом лагере. Но во втором лагере, пройдя по осыпной морене на высоте 6400 м, мы обнаружили много оставленных газовых баллонов и решили использовать их. Дезинфектор вместе с нашими баллонами решено было оставить.

Питание. Еда была важным фактором на маршруте. Во втором лагере нам готовил повар, но решили ограничиться меню из простых блюд, которое состояло в основном из Дал Бата (прим.ред.: традиционное непальское блюдо, «Дал» — чечевичная похлёбка, «Бат» — варёный рис), а также запаслись провиантом на 7 дней. В остальное время (за пределами лагеря) питались «сублиматами». Все скоропортящиеся продукты, которые мы привезли из США, в основном сыр и колбаса, пропали, пока мы пережидали непогоду в Катманду, поэтому на ланчи и перекус у нас были орешки, шоколад, вяленая говядина, Pringles и энергетические батончики Clif.

Бивак. Для ночёвок мы взяли в общей сложности 5 палаток The North Face VE 25s на 10 человек, а также маленькую палатку для кухни, 2-Meter Dome The North Face (прим.ред.: 8-местная палатка) для второго лагеря и четыре 3-местные палатки The North Face Assault для третьего лагеря. Также для ночёвки в последнем лагере мы с Джимом решили использовать один двухместный спальник и два коврика Therm-A-Rest NeoAir. Это помогло освободить много места в наших рюкзаках для MSR Reactor, одежды, аккумуляторных батарей, шлемов и т.д.

Также мы приняли решение, что пропустим обычный высотный лагерь на маршруте Лхоцзе. Мы разместили лагерь высоко, поэтому нам пришлось совершить 1200-метровый подъём в день восхождения, но зато на спуске мы разбили только один лагерь. Это было рискованно, так как штурм вершины обещал быть долгим и трудным, но отсутствие половины снаряжения ускоряло восхождение. Также это позволило нам совершить меньше переходов через ледопад и быстрее вернуться во второй лагерь.

Горнолыжный комплект

Финальные обсуждения касались нашего с Джимом лыжного снаряжения.

Ботинки. Вместо того чтобы идти в альпинистских ботинках и нести на себе лыжные, ещё в лагере мы надели 4-клипсовые Tecnica Zero G и весь маршрут шли в них, преодолевая ледовые трещины.

Лыжи: Zero G Blizzard 95 мм (мои — ростовкой 172 см). Идея состояла в том, чтобы иметь лёгкие лыжи, подходящие для самых разнообразных условий 2-километрового спуска.

Крепления: Dynafit Superlight 12 без скистопов.

Палки: MSR Ascent Carbon.

Все моё снаряжение весило чуть больше 3,5 кг. Не самый лёгкий комплект, но это было превосходное соотношение веса и ходовых качеств.

По материалам статьи Хилари Нельсон на сайте www.msrgear.com

Фотографии: Ник Калиш, Датч Симсон и The North Face

Перевод: Святослав Рычков

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Если наши менеджеры не смогут помочь вам в решении какого-либо вопроса — напишите директору интернет-магазина Потаповой Екатерине

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

не указана фамилия

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату

Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Промокод

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели

Сегодня
    2 недели
    4 недели
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты

Сегодня
    2 недели
    4 недели
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:

Пункты выдачи

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
не указан телефон

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Откуда вы узнали о нашем магазине?

Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!