10.07.2019

Как избежать опасных ошибок в горах

25 минут на чтение

Александр Парфенов

VK TG

Oбщие советы и технические нюансы для начинающих альпинистов и не только от МС по альпинизму Александра Парфенова

Идея написать подобную статью, состоящую из советов на тему «Чего не делать, как не делать, а главное — как же делать», витала в воздухе уже давно. К сожалению, с уходом старого поколения альпинистов система образования и передачи опыта в альпинизме — «как надо ходить в горы круто и смело, но вместе с тем разумно и осторожно» — практически сошла на нет. Я и мои ровесники приобретаем опыт самостоятельно, набивая свои собственные шишки. Очень многих ошибок удалось бы избежать, если бы с самого начала тренер, инструктор или старший товарищ вовремя сказал, давя авторитетом: «Никогда так не делай!» или «Делай, как я!»

Поэтому и захотелось поделиться советами, которые помогут сделать восхождение чуть комфортнее и избежать тех ошибок, которые совершал я сам или мои товарищи в период накопления альпинистского опыта и становления как спортсмена.

Пух или синтетика

Не буду добавлять свои пять копеек в этот извечный спор, только расскажу про маленькие хитрости, которые помогут нивелировать минусы обоих утеплителей.

Утверждение 1: Пух не стоит применять на длительных восхождениях, потому что он намокает, отсыревает и плохо сушится.

Дело в том, что хороший пух в среднем раза в 1,5 теплее самого «крутого» синтетического утеплителя, а спальный мешок с температурой комфорта -20°C, выполненный из синтетики, будет весить в районе 3 кг и займёт львиную долю вашего штурмового рюкзака. А такая низкая температура — обыденность для ночёвок в зоне 5000-6000 м и выше. Глупо не использовать преимущества пуха. Как быть?

Чтобы сохранить спальник сухим:

  1. Не прислоняйтесь в спальнике к боковым стенкам палатки. Если вы спите с краю, прокладывайте между стеной и спальным мешком всю имеющуюся мембранную одежду.
  2. Не залезайте в спальный мешок в мокрой одежде, как бы вам ни было холодно.
  3. Обеспечьте хорошую вентиляцию в палатке: открывайте вентиляционные отверстия во внутренней палатке и тенте.
  4. На восхождение можно брать с собой спасательное одеяло: проснулся — укрыл одеялом спальник, миской соскрёб накопившейся в виде инея на стенках палатки конденсат, стряхнул одеяло и можно суетиться дальше. =)
  5. Не утепляйтесь сверх необходимого на ночёвку (в спальник ложитесь только в термобелье) и при физической активности (во время лазания, на тропёжке «под рюкзаком»).

Ну и не надевайте в сырую погоду пуховые вещи верхним слоем, обязательно под мембрану.

http://alpindustria.ru
Рис.1. Условия, при которых пух однозначно выигрывает

Утверждение 2: Синтетика всегда тяжёлая. Если стремиться к облегчению веса — пух и только пух.

И да, и нет. Например, конструкторское решение компании Sivera и не только: верх и низ спального мешка выполняются из утеплителя разной толщины (т.к. он всё равно под весом человека сминается и становится менее эффективным), что существенно экономит вес.

Как не замёрзнуть? Подбирать коврик подходящей «теплоты», т.е. с правильным коэффициентом R-Value (лучше всего ячеистый). Или комбинировать два коврика: каремат на низ и самонадувающийся / надувной на него.

Советы зимним альпинистам

http://alpindustria.ru
Рис.2. Работа на зимнем техническом маршруте

  1. По возможности, не используйте зимой кошки с мягким креплением — они перетягивают ногу и ухудшают кровообращение.
  2. Рукавицы теплее перчаток.
  3. Сушить внутренники ботинок и носки лучше всего во время сна: в спальнике под мышкой или у бедерной артерии, в области паха. Здесь зоны сильного тепловыделения, так пусть же драгоценное тепло не пропадает!
  4. Если у вас ботинки с короткими гетрами, лучше всего надевать поверх них штаны с плотной снегозащитной юбкой, зацепив крючок за шнуровку или специальную петельку на мыске ботинка. Я давно уже не пользуюсь гамашами, как появились такие штаны (The North Face Point Five, Red Fox Graviti Х5). Это защитит от попадания снега в ботинки, даже если вы тропите по грудь в снегу.
  5. Используйте пластиковую или титановую двухслойную посуду, если завариваете сублиматы на морозе. Применение автоклава тоже существенно облегчает жизнь на высотах 4000 м и более.
  6. Одевайтесь так, чтобы не потеть на переходах. Мокрая одежда мгновенно «потянет» из вас тепло, когда остановитесь.
  7. Все металлические рукоятки, за которые предстоит длительное время держаться на морозе, лучше обмотать матерчатой изолентой. Был случай в походе вокруг Белухи, когда девушка поморозила палец до черноты, идя с ледорубом на три такта.

http://alpindustria.ru
Рис.3. Днем тепло =)

  1. Если планируете жить в палатке, не покупайте продуктов, которые могут застыть и не оттаять: кетчуп, сервелат и т.п. Не берите на восхождение перекус из шоколадок с нугой или яблок: первые могут сломать зубы, да и вторые тоже. =)
  2. Кладите газ с собой на ночь в спальный мешок, иначе утром вы рискуете остаться без пищи на 1,5 и даже 2 часа. Можно также греть баллон руками или над другой горелкой (в крайнем случае), если таковая имеется. Внимание! Если вдруг так получилось, что другого выхода нет, и пришлось греть баллон на огне: перед тем как баллон взорвётся, он закипает с характерным звуком. Обращайте на это внимание и будьте аккуратнее.
  3. В условиях недостатка кислорода и при холодном газе маломощные горелки типа JetBoil ощутимо теряют мощность. Выход из этой ситуации — брать горелку большей мощности, например, MSR Reactor, либо см. предыдущий совет. Лучше и то, и другое.
  4. Щепетильно подходите к подготовке снаряжения ударного типа к зимнему маршруту. Прошлым летом ледовые молотки с «родной» заточкой попросту отказались идти в лёд на Победе.
  5. Не доверяйте чужим проушинам Абалакова, особенно если не знаете, когда они оборудованы: ведь вам неизвестно, сколько сантиметров льда с тех пор стаяло и сколько осталось от изначально мастерски выполненной проушины. Также не рекомендую использовать их в качестве промежуточных точек страховки.
  6. Чтобы отдохнуть, вися на станции на ледовом маршруте, не вставайте на колени и не ложитесь боком на лёд. В первом случае страдают колени (вплоть до обморожений N-степени или последующего хруста в суставах по возвращении домой), во втором — можно простудить почки и мочевой пузырь.

Общие технические советы

http://alpindustria.ru
Рис.4. Альпинисты отрабатывают установку платформы в «мирных условиях»

  1. При организации страховочной цепи на сложном расчленённом скальном рельефе используйте длинные оттяжки и удлинительные петли. Если страховочную верёвку при движении вытягивать «невмоготу тяжело», значит, при срыве вы можете получить очень высокие значения фактора рывка (то есть достаточно большой участок верёвки ниже вас может вообще не включиться в работу по амортизации рывка, что является необходимым условием для безопасного лазания). Чтобы спрямить веревку используйте оттяжки-удлинители 60, 90,120 см. Тогда в страховочной цепи под вами будет меньше перегибов и при срыве веревка отработает нормально. Кроме того, длинные оттяжки частично препятствуют развороту в щели френдов и закладок, что тоже несомненный плюс.

http://alpindustria.ru
Рис.5. Как точно не должна выглядеть страховочная цепь

  1. На ненадёжном рельефе (тонкий лед, ледовые «нашлёпки» на скале, специфическое железо типа ballnuts, микрозакладок, якорей, забитых «на кончик клюва» либо на трухлявых скалах) лучше пользоваться двумя страховочными верёвками с маркировкой «half».

http://alpindustria.ru
Рис.6. Работа на сложном скальном рельефе с техникой двух верёвок. Обратите внимание на перехлёст верёвок на последних двух оттяжках — такого быть не должно.

  1. При использовании верёвок типа «half» или «половинки», как их называют в народе, намного плавнее гасится рывок, и соответственно, меньшая нагрузка приходится на верхние страховочные точки. Внимание! Первая точка от станции должна быть, по возможности, надёжной, в неё встёгиваются обе верёвки, далее — по очереди. Это делается из соображений снижения фактора рывка и с учётом характеристик верёвок с маркировкой «half».
  2. Не используйте самостраховки из статической верёвки или из стропы! Находясь на станции, не вылезайте выше точки закрепления самостраховки, то есть выше мастер-карабина, это создаст высокий фактор рывка. Если вы вылезли над станцией на длину самостраховки, не отстегнувшись, а затем сорвались, то самостраховка наверняка порвётся, если она выполнена из статической верёвки или стропы. В интернете существует множество роликов про испытание стропы из «дайнемы» и устройств с позиционированием типа «дэйзичейн» при динамических нагрузках — обязательно посмотрите!
  3. Обязательно ознакомьтесь с таким разделом альпинистских знаний, как «Лавинная безопасность». Лавина — это одновременно и объективный, и субъективный вид опасности, ведь можно было просто не оказываться в ненужное время в неправильном месте.
  4. Обязательно изучите состав вашей аптечки, всегда имейте обезболивающее. Ведь открытый перелом бедра можно получить даже на «домашних скалах», а беда всегда подкрадывается незаметно. Ещё полезно иметь в аптечке список, где указано, что от чего и для чего, ведь в стрессовой ситуации можно забыть предназначения, или пострадавшим может оказаться тот самый грамотный в медицинских вопросах человек, на которого все в душе надеялись.
  5. При спуске на сложном маршруте, когда точно не известно местоположение следующей станции, первый должен спускаться по перилам с верхней страховкой и подстраховкой спускового устройства узлом Прусика или подобным. Это необходимо для того, чтобы была возможность зависнуть для организации станции или оперативно перейти от спуска к подъёму, если вы проехали удачное для станции место, а в случае нештатной ситуации или травмы — остановить неконтролируемое падение.
  6. Не вщёлкивайте самостраховку или средство для позиционирования в отверстие, расположенное в голове ледового инструмента, забитого клювом в лёд. Так идёт нагрузка на вырывание ледового инструмента, на извлечение.
  7. Если необходимо повиснуть и отдохнуть при работе на ледовом рельефе, встегните крюкопуз или другое средство для позиционирования (ледоруб, ледовый молоток точкой страховки не являются!) в отверстие, расположенное под рукоятью или в штычке ледового инструмента. Если отверстие мало для карабина или крюкопуза, можно заранее продеть в него петлю из 5 мм «репчика» (как на Petzl Nomic).

http://alpindustria.ru
Рис. 7. Пример крепления к ледовому инструменту петли для позиционирования и страховки инструмента

Самосброс на скалах

  1. Лучше всего организовывать самосброс так, чтобы была прямая видимость с точкой (карабином, рапидом, репшнуром), в которую продета сбрасываемая верёвка. Иначе трения через перегиб скального рельефа может хватить для того, чтобы пятеро человек не смогли протянуть просто лежащую на скале верёвку.
  2. Если на пункте, с которого организуется дюльфер на скальном рельефе, верёвка продета через карабин или рапид и существует опасность, что последний придавит верёвку к скале — сбрасывающая верёвка должна идти между карабином и скалой, а сбрасываемая сверху.

Если верёвка при сбрасывании всё-таки застряла, и вы не знаете, что там сверху происходит, не стоит сразу встёгивать зажим и жумарить все 50-60 м, надеясь, что веса трёх здоровых мужиков не хватило, чтобы её сдёрнуть.

Если у вас есть свободный конец или ещё одна верёвка, с помощью неё пусть напарник организует вам нижнюю страховку. Для ускорения процесса можно жумарить по не сбросившейся верёвке, периодически прощёлкивая страховочную верёвку в устанавливаемые по ходу промежуточные точки страховки.

Если свободного конца нет, то:

1) Не сбросившуюся верёвку крепите нижним концом на станции, предварительно организовав оппозитную точку (точку, предохраняющую станцию от разрушения при рывке вверх);

2) Выдаёте себе слабину, чтобы не продёргивать верёвку через каждый метр движения;

3) Вщёлкиваетесь в верёвку как будто при лазании соло, скажем, с помощью GRIGRI. Внимание! Согласно рекомендациям производителей снаряжения GRIGRI не предназначено для соло лазания.

4) Жумарьте, периодически устанавливая промежуточные точки страховки и протравливая верёвку через GRIGRI. Внимание! В большинстве случаев на верхнем конце сбрасываемой верёвки нет узла! Так что лучше подстраховаться схватывающим узлом или хотя бы продеть карабин в верхнее ухо жумара.

http://alpindustria.ru
Рис.8. Организация подъёма и страховки при не сбросившейся верёвке: 1 — центральный (мастер) карабин. 2 — GRIGRI, вщёлкнутое как при соло лазании. 3 — оппозитная точка. 4 — жумар. 5 — карабин, вщёлкнутый в верхнее отверстие жумара. 6 — промежуточные точки страховки.7 — верхний конец застрявшей верёвки. ??? – непонятное состояние точки закрепления веревки (самосброс должен был упасть, но не сделал этого).

Самосброс на льду

http://alpindustria.ru
Рис.9. Тренировки альпклуба на водопадах Алтая. Отработка навыков ледолазания

Существует множество вариантов организации самосброса на буре, именуемого ещё самовыкрутом. Есть откровенно опасные варианты, когда спортсмен дюльферяет по одинарной верёвке, а сбрасывающая верёвка (стропа, репчик), приводящая в движение механизм выкручивания бура, висит под собственным весом, готовая сдёрнуть самосброс. Случайно зацепил ногой сбрасывающую верёвку при смене рельефа — улетел. Также такой самосброс может произойти и из-за ветра.

Я пользуюсь вот таким вариантом:

http://alpindustria.ru
Рис.10. Вариант схемы организации самосброса с одной верёвкой: 1 — ледобур 17 см; 2 — сбрасывающий «репчик»; 3 — оттяжка для вщёлкивания перил; 4 — узел для вщёлкивания сбрасывающего «репчика» в сбрасывающую ветку перил; 5 — верёвка. В данном случае спуск осуществляется по сдвоенной верёвке на половину её длины.

http://alpindustria.ru
Рис.11. Вариант схемы организации самосброса с двумя связанными верёвками: 1 — ледобур 17 см; 2 — сбрасывающий «репчик»; 3 — оттяжка для вщёлкивания перил; 4, 5 — верёвки; 6 — узел для вщёлкивания сбрасывающего «репчика» в сбрасывающую ветку перил. В данном случае спуск осуществляется по сдвоенным перилам на всю длину верёвки.

Но у такого способа есть свои тонкости. В целом он безопаснее остальных, так как вы дюльферяете одновременно по двум верёвкам, и одна не даёт хода другой. Чтобы это обеспечить, необходимо:

  1. Чтобы верёвки были одинаковой жёсткости, диаметра.
  2. Не использовать при спуске восьмёрку, так как верёвка, идущая по внешнему радиусу, выдаётся быстрее. Лучше всего использовать Petzl Reverso. Это необходимо, чтобы обеспечить одинаковую выдачу верёвок через устройство.
  3. Использовать бур 17-19 см, так как длинный бур (20-22 см), выкручиваясь, создаёт рычаг и сам себя подклинивает на последних витках резьбы. Неоднократно были случаи, когда такой бур не сбрасывался, а выломать изо льда даже оставшиеся 3-4 витка резьбы бура практически невозможно.
  4. Во избежание примерзания бура при организации самовыкрута его нужно закрутить, выкрутить, удалить из тела бура лёд, закрутить снова, и только потом организовывать самосброс.
  5. Ну и прямая видимость существенно уменьшит ваши усилия при сдёргивании. Не получается одному руками — встёгивайте жумары и тяните всей толпой!
  6. Совет для скорости. =) Чтобы не выбирать каждый раз 60 м верёвки с улетевшим буром или не ловить летящий с внушительной скоростью бур руками, используйте два самовыкрута на разных концах верёвки. Сбросили — бур вместе с концами верёвок улетает на 60 м вниз — вы организуете самовыкрут на втором. Своего рода кронциркуль получается или шагающий экскаватор, кому что ближе =)

Порядок ухода последнего со станции

Диспозиция: вы висите на самостраховке, встёгнутой в мастер-карабин (центральный карабин) станции, организованной на двух и более бурах, и у вас в зоне доступа уже организован самосброс. Обратите внимание, пока две верёвки, связанные между собой (или середина одной верёвки с узлом для встёгивания сбрасывающего репчика), вщёлкнуты в оттяжку на самосбросе на скользящую и вы не перешли на них, встегнув спусковое устройство, сбрасывающий репчик, накрученный на трубку бура, не подщёлкиваем!

  1. Второй самостраховкой вщёлкиваетесь в карабин на оттяжке самосброса (карабин должен быть с муфтой!).
  2. Становитесь для дюльфера на перила (вщёлкиваете спусковое устройство), повисаете на перилах, блокируя спуск ниже устройства рифовым узлом.
  3. Выщёлкиваете самостраховку из мастер-карабина.
  4. Разбираете станцию.
  5. Прищёлкиваете «репчик» в узел на сбрасывающей верёвке (как показано на рис. 2).
  6. Отщёлкиваете оставшуюся самостраховку.
  7. Запомнили верёвку, которой будете сбрасывать.
  8. Поехали вниз — осторожно, без рывков и прыжков!

Несколько советов по ИТО технике

http://alpindustria.ru
Рис.12. Многочисленная амуниция, необходимая для ИТО. Лидер готовится

  1. Не используйте для лесенок самостраховки из статической верёвки или стропы (возможен срыв с большим фактором рывка, при котором может порваться самостраховка, обвязка или пострадать позвоночник). Особенно, если самостраховка вщёлкивается в верх лесенки, а не в одно из нижних колец.
  2. Выщёлкивайте предыдущую лесенку сразу же, как только встали на следующую — это уменьшит глубину падения в случае ненадёжной точки (и вообще, так легче).
  3. Не вщёлкивайте точку над собой. Вщёлкивайте, когда выйдете на такой уровень, что для этого уже не надо будет выбирать верёвку. Это уменьшит глубину падения в случае ненадёжной точки и сократит лишние действия, а, следовательно, и время.
  4. При прохождении карнизов и потолков, даже при крюконожной технике, используйте клифу, а не крюкопуз. Это существенно уменьшит ваши усилия и сократит количество шагов. Лучше всего использовать самостраховку Petzl Connect Ajust, чтобы не приумножать сущности без надобности. =)

http://alpindustria.ru
Рис.13. Прохождение карниза техникой ИТО в "боевых" условиях

  1. Не пытайтесь прочитать рельеф для следующей точки, как только встали в нижние колечки лесенок. Смело выходите в верхние кольца — оттуда виднее. =)

Общие технические советы

  1. При организации промежуточных точек страховки на ледобурах обязательно поворачивайте ухо бура вниз и складывайте откидную ручку. Были случаи, когда на ледобурах Black Diamond Express верёвка при срыве серьёзно повреждалась, зацепившись за ручку и острую кромку проушины. Также откидная ручка может мешать при сбрасывании самосброса.
  2. При организации станции с компенсационной петлёй (без центрального узла) важно помнить две вещи:
  • Обязательно подворачивайте конец одной из ветвей перед вщёлкиванием в центральный карабин, как это показано на рисунке.

http://alpindustria.ru
Рис.14. Пример организации станции на ледовом рельефе с компенсационной петлёй

http://alpindustria.ru
Рис.15. Схема организации станции с компенсационной петлёй

Иначе при разрушении одной из точек мастер-карабин (карабин, блокирующий станцию) попросту соскользнёт с петли.

  • Не все петли позволяют организовать хорошую компенсацию. Широкие нейлоновые петли за счёт трения могут не перераспределить нагрузку с должной скоростью, и весь рывок придётся на одну точку. Выхода два: пользоваться верёвочными петлями (скажем, Edelrid) или использовать эквивалент (например, Trango).

http://alpindustria.ru
Рис. 16. Станция Trango Alpine Eguаlizer

3. Проводите осмотр снаряжения перед восхождением, не ленитесь. Перед зимним восхождением рекомендую прошприцевать силиконовой смазкой муфты карабинов и оси френдов. После каждых сборов или перед ними осматривайте верёвку на наличие повреждений оплётки, перегибов под неестественными углами и утонения. Не оставляйте размохрившиеся кончики, они могут зацепиться при сбрасывании (у меня был такой случай).

Подтачивая кошки и якорные крючья, обязательно охлаждайте нагревшуюся от трения поверхность жидкостью, лучше всего делать это вручную, иначе калёный металл может отжечься, потеряв прочность, или, наоборот, перекалиться и стать хрупким.

Проверяйте прошивку крюконог, лесенок и вообще сшивки всех отечественных конструкций. Дело в том, что нитки гниют гораздо быстрее, чем основной материал строп, а усиленные швы, как на оттяжках, делают далеко не все наши производители.

http://alpindustria.ru
Рис.17. Пример разрыва крюконог из-за некачественной прошивки

Если стропа ввязана напрямую в металлическую проушину (так любят делать на жумарах), проверяйте износ стропы.

Обращайте внимание на надёжность крепления кошек-автоматов к рантам ботинка. Ранты имеют свойство изнашиваться, кошки — слетать в самый неподходящий момент.

Итак, я поделился лайфхаками, а по сути, рядом нештатных ситуаций, разобранных и проанализированных впоследствии, которые происходили со мной и моими товарищами в горах, и методами их безопасного решения, а также кучей мелочей, которые сделают ваше восхождение чуть комфортнее.

Предлагаю просто обдумать полученную информацию в комфортной обстановке, обсудить с друзьями-альпинистами: возможно, вы что-то делаете неправильно (точнее сказать, небезопасно), а может быть, что-то почерпнёте, добавив в свой опыт восходителя.

Очень рад поделиться с вами крупицами знаний, ведь зачем этот груз одному?! =)

До встречи в горах!

 

В статье использованы фотографии из личного архива Александра Парфенова, а также взятое и обработанное из интернета

 

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Мои вишлисты

Подождите, пожалуйста...

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Скидка по клубной карте не применяется при оплате заказа от юридического лица
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0
Скидка по карте
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить
ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Адрес
Дата доставки
Промокод
Карта
Списано баллов
Скидка по карте
Комментарий к заказу

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:
0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Добавлен в корзину:

Запись удалена

Вы авторизованы

Товар удалён из сравнения

Добавлен в

Перейти в сравнение

Отменить